Помню, когда ещё был в Беларуси и читал блоги эмигрантов, которые в Канаде начинают свою новую жизнь, я всё время удивлялся, почему они так редко пишут про свою работу, про то как они нашли, что она представляет, отношение коллег, боссов и пр. И вижу, что сам повторяю эту ошибку.
Я уже работаю почти 2 месяца и рассказать есть что. При устройстве на работу я подписал огромное количество документов о неразглашении и о конфиденциальности информации, поэтому, к сожалению, фотографий никаких не могу на блоге выставить. В конце статьи лишь выложил видео как я добираюсь на работу на машине.
Работаю я на одно из подразделений крупнейшей в своей сфере (в Европе) компании, но не очень известной в Канаде. В филиале Эдмонтона работает меньше двух десятков человек, в основном канадцы, эмигрантов буквально пару человек. Работаю на должности: «дай-подай-принеси/почисти-помой-подмети», хотя в контракте она очень красиво называется: «помощник инженера по применению». На самом деле я каждый день могу работать в разных отделах...
Самая тяжёлая работа – на складе: приём/сортировка/упаковка товаров. Тот, кто знает, что такое аксиально-поршневые насосы весом 50-90 кг меня поймут. Не всегда есть возможность использовать кран-балку или погрузчик для перекидывания таких насосов из одной коробки в другую, поэтому приходится делать всё вручную. Но не мне одному – эту же работу делают сами канадцы. Так что это нормально.
Чуть полегче и поинтереснее работа в отделе сервиса. Я помогаю разбирать, чистить, собирать, испытывать, красить, в общем – ремонтировать и восстанавливать гидронасосы, моторы, клапаны и пр. гидравлику. Это более лёгкая, чем на складе и более интересная, но зато более грязная работа, т.к. руки бывают в прямом смысле по локоть в масле, и каждый вечер я отмываюсь в ванной от прикоревшего мазута. Огромную трудность, которую я испытываю на сервисе – это общение с канадцами. Они разговаривают на чисто-канадском слэнге и часто совсем не понятно, куда именно они меня отправляют (хотя я догадываюсь куда мысленно они меня отправляют) и какую именно херню нужно им принести. Тем не менее, в один прекрасный день эти канадские парни позвали меня на обед в местный спорт-бар и угостили за их счёт настоящим американским стэйком с салатом (привет Сергею Иванову!), что было приятно.
Ну и самая лёгкая и хорошая работа – в отделе инженеров. Правда, там я бываю редко, но это по моей вине. Например, как-то позвал меня инженер, чтобы сделать расчёты падения давления в трубопроводе при критически низких температурах. Это очень актуально для Альберты, т.к. многое оборудование должно работать при температурах до -40°С. Я полдня разбирался в кодах и формулах для метрической и имперской системы исчисления (в Канаде зверская неразбериха с этим – нет единых стандартов и перемешаны дюймы, футы, галлоны с метрами литрами и пр.). В конце концов, разобрался, принёс расчёт одной линии инженеру, он сверил со своими подсчётами, согласился и попросил рассчитать ещё для примерно 50 трубопроводов и шлангов. А я, дурак, взял да попросил компьютер, написал на Visual Basic в Экселе гибкую программу для расчёта труб, шлангов, и сделал все расчёты за полдня. Ему это здорово понравилось, он сказал что другой работы по расчётам пока нет и отправил меня обратно на склад коробки таскать… А ведь я мог бы сидеть и ручками пару недель делать на расслабоне эти расчёты…
Теперь про человеческие отношения. Это на самом деле трудная тема, т.к. народ немножко странный (или нужно просто к этому привыкнуть?). Например, фальшивые натянутые улыбки, в основном утром, когда здороваются: «How are you?». На самом деле им абсолютно пофигу как там у тебя дела, как настроение и пр. Они с фальшивой улыбкой спрашивают как дела, ты им с фальшивой улыбкой отвечаешь, что дела просто «вэри гуд»! Тут не здороваются за руку, и уж тем более так не прощаются – только при первой встрече, когда знакомятся, и то не всегда. Ещё мне не нравится, что настроение у многих, с которыми я работаю, может поменяться в любую секунду и часто думаешь, что сделал или сказал не так? Иногда вырубает странное отношение служащих к тебе и твоей работе. Например когда я моющей машиной мыл огромный гидроцилиндр и заляпался в грязь и мазут, то с меня смеялись, типа, о какой он весь грязный! Конечно грязный, работа у меня такая, грязь во все стороны летит и на меня попадает! Или, например, на улице работаю, солнце в голову печёт – я бумажное полотенце на голову замотал банданой – легче стало, и вот на тебе: мимо проходят, пальцем тычут и смеются: «о, типа, мать Тереза»! Твою мать!
Вы скажете, если всё так не нравится, чего же тогда попёрся в Эдмонтон ради такой работы? О, на это много причин:
У меня будет запись «помощник инженера», а это хорошая строчка в резюме для следующей работы (ибо это хороший, почти инженерный экспиреенс) и для будущего вступления в APEGA. Я работаю на канадский экспиреенс, это очень важно тут, в Канаде.
Сразу инженером тут работать не возьмут, не только потому, что я не состою в APEGA, но и потому что мой английский оставляет желать лучшего. Так зачем идти в Волмарт или Макдональдс, если есть возможность поработать в близкой к тебе теме?
Работаю только с канадцами, пытаюсь понять их сложный слэнг – это прекрасная дополнительная практика английского языка.
Хорошая зарплата для первой работы иммигранта.
Думаю, что все новоприбывшие эмигранты согласятся, что причины довольно таки значительные. И многое можно стерпеть, через многое нужно пройти, ведь это не вечно, это лишь первая ступенька! То, что есть работа – это уже прекрасно! Мы наконец-то в минус перестали падать!
Ещё хотел бы добавить про самих канадцев. Мне, например, нравится, что почти у каждого есть своё хобби, свои увлечения, с которыми они готовы поделиться. Одному, например, нравится гоночные машинки - каждые выходные в парке он участвует в соревнованиях. Второму нравятся мотоциклы - он ремонтирует недавно купленный Харлей и может весь ланч в ютубе смотреть уроки вождения мотоциклов. Третьему нравится всё, что касается охоты - собаки, оружие, экипировка и пр. Четвёртому - хайкинг в горы и т.д.
Так же, я заметил, что канадцы, в отличие от эмигрантов, ни к чему не стремятся. Это не только касается коллег с моей работы, это моё мнение в общем по Канаде. Они достигают какой-то минимально для них планки (достаточной для более-менее нормального существования) и останавливаются на этом. Они могут десятками лет работать на простой работе и их будет вполне это устраивать. В то время как эмигранты постоянно учаться, переучиваются, лезут вверх по карьере. И чаще всего большие боссы, да и просто управляющие менеджеры, инженеры - это эмигранты, прожившие 5-8 лет в новой стране. Может быть это ложное впечатление...